Тактильные карточки — волшебная игра, в которую ваш ребенок будет играть часами. Один!

Ребенка всегда нужно чем-то занимать. И для этого пригодятся самодельные развивающие игрушки — тактильные карточки. Сделать их можно буквально за 20 минут, а пользы от них — на миллион! Давайте с этими игрушками познакомимся поближе.

Зачем нужны тактильные карточки?

Какую пользу они несут?

  • Развивают тактильные ощущения
  • Помогают ребенку изучить свойства предмета (какое оно на ощупь)
  • Помогают развивать правое полушарие
  • Способствуют развитию памяти, внимания, образного мышления и моторики
  • Развивают тактильную память.

Эти карточки универсальны, их можно использовать в разных играх и занятиях.

Как делать тактильные карточки своими руками

Для карточек приготовим картон, ватман, можно использовать фанеру, пробковую подставку и т.д. Понадобится супер-клей. ПВА не подойдет, т.к. он недостаточно крепко приклеивает материалы.

Как основу для сенсорных карточек можно использовать фетр. В таком случае сделайте два комплекта из фетра разных цветов).

Смысл карточек в том, что на каждый шаблон нужно приклеить материалы, разные на ощупь: шершавые, колючие, гладкие, скользкие, шуршащие, мягкие и т.д. Что конкретно наклеить?

  • любые ткани (шелк, лен, бархат, плащевка, флис, трикотаж, шерсть, ватин, ткань с пайетками, мешковина и другие);
  • кожа, натуральный и искусственный мех;
  • фетр;
  • пряжа, атласная лента, тесьма;
  • вата, синтепон;
  • бархатная бумага;
  • наждачная бумага;
  • гофрированный картон;
  • застежка-липучка, или лента Велькро;
  • фольга обычная и от термоизоляции;
  • лоскутки от резиновых и хозяйственных перчаток;
  • перышки;
  • кварцевый песок (аквариумный или цветной из наборов для детского творчества «Фреска»), ракушки, камушки;
  • парафин (его нужно просто аккуратно накапать с горящей свечки);
  • спички, зубочистки;
  • проволока, провода;
  • скрепки;
  • пуговицы (пришиваются к карточке);
  • макароны, горох, фасоль, рис, перловка, гречка, манка, пшенка;
  • губки для мытья посуды (разделите губку на жесткую и мягкую часть и наклейте каждую на отдельную карточку);
  • бисер, бусины, стразы;
  • скорлупки грецких орехов;
  • крышки от баночек с детским питанием, кусочки бутылочной пробки, открывашки от жестяных банок
  • присыпка для тортов;
  • куски пластика;
  • палочка корицы;
  • сухие дрожжи;
  • кофе, какао, чай;
  • гофрированные юбки от кексов;
  • сухие завтраки, фасоль…

Лучше делать два экземпляра (больше вариантов игры). Один можно сделать меньшего размера, чем другой.

Чтобы детали прочно держались, используйте суперклей (например, СуперМомент). Надежное сцепление материалов с картоном — обязательное условие для изготовления тактильных карточек. Особенно это важно для малышей, которые очень любят пробовать всё на зубок. Попадание в рот мелких вещиц типа макарон или бисера — реальная опасность при недостаточно прочном их приклеивании. Песок можно насыпать поверх обычного клея ПВА, ткани и мех — закрепить степлером.

Чтобы карточки выглядели веселее, можно сделать их разноцветными. Это будет кстати, например, при проведении с ребенком «цветных неделек».
Края тактильных карточек лучше обклеить скотчем или малярной лентой, чтобы они меньше изнашивались со временем.
Форма нанесения тактильных элементов карточки может быть любой, на ваш вкус. Вы можете наклеить их в виде букв и цифр. При желании можно сделать даже целый алфавит или полный набор цифр от 0 до 9.

Как играть с тактильными карточками с детьми разного возраста

С 8 месяцев

Основная цель игр с тактильными карточками для самых маленьких состоит в создании различных сенсорных ощущений, причем не только для ручек малыша. Нейропсихологи советуют также прикладывать тактильные карточки к шейной и поясничной области, к щечкам, стопам и пяточкам крохи.

С полутора лет

1,5-2 года — возраст лавинообразного роста активного словарного запаса. С помощью тактильных карточек вы сможете выучить с ребенком названия цветов, наклеенных материалов, названия характеристик поверхностей и ощущений от прикосновения к ним. Учить названия цветов и фактур вы можете, например, предлагая ребенку найти пару для карточки по цвету.
Ребенок играет в тактильные карточки
Начиная с полутора лет, можно попробовать поиграть с малышом в игру «Третий лишний». Положите перед ним три карточки, две из которых будут одинаковыми, а одна будет отличаться по цвету или ощущению от прикосновения. С цветом фона всё понятно, а примером разных фактур могут быть бархатная или глянцевая бумага, ткань и бусинки одного и того же цвета. По мере взросления ребенка количество карточек, используемых в игре, и их признаков-характеристик увеличивается.

С двух — двух с половиной лет

С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом.

Дети старше 2-2,5 лет уже достаточно сознательны, чтобы поиграть с ними в «Мемори». Тактильные карточки эту простую, но всеми любимую игру еще интереснее. Правила ее просты. Играющие по очереди открывают по паре карточек. Если попались одинаковые, они убираются, а игрок имеет право на еще один ход. Если карточки разные, они снова переворачиваются «рубашкой» кверху, и право хода получает следующий игрок.

С трех лет

  1. С детками 3 лет и старше вы можете раскладывать карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.
  2. Также вы можете поиграть с малышом с помощью тактильных карточек в игру-соединялку. Выложите их в два столбика (начните с 3 карточек в каждом) и предложите найти парные по цвету или по материалу.
  3. Сделав специальные тактильные карточки с двумя полями, вы добавите к своим домашним настольным играм отличное домино. Наверняка детям оно очень понравится. А правила этой игры знают все.
  4. Предложите ребенку выложить такой же ряд, как сделали вы. Благодаря подобным играм малыш учиться действовать по образцу и развивает внимание. Можно усложнить задание: пусть карточки в рядах будут совпадать только по одному признаку — цвет или фактура. Если он подобрал подходящие карточки с одинаковыми материалами, но разного цвета, попросите его закрыть глазки и убедиться в идентичности карточек в рядах на ощупь.
  5. Следующая игра подойдет для тех детей, которые уже спокойно относятся к завязыванию глаз. Выложите ряд карточек, предложите пощупать и запомнить их. Затем завяжите малышу глазки, замените одну из карточек и попросите угадать, что поменялось.
  6. Если вы сделали комплект карточек с буквами или цифрами, для обучения ребенка можно предлагать ему угадывать нащупанную с закрытыми глазами или под покрывалом букву или цифру.
  7. С детьми, которые уже хорошо выражают свои мысли с помощью слов, можно использовать сенсорные карточки при прослушивании музыки. Попросите малыша описать с помощью карточки, какой на ощупь ему показалась мелодия. Такие задания разовьют его фантазию и ассоциативное мышление.
  8. В следующей игре могут принимать участие несколько человек. Выберите одну, начальную карточку, а оставшиеся разделите между игроками поровну. Теперь им предстоит посоревноваться — выложить как можно более длинную дорожку, с тем условием, что все соседние карточки должны быть связаны друг с другом, т.е. иметь одинаковый цвет или материалы.

С детьми старше трех лет

Тактильное лото. Делаем игровое поле (можно самим начертить на листке бумаге) на него складываем карточки (не более 6). Второй экземпляр надо положить в мешочек и искать подходящую карточку по тактильным ощущениям. Изучаем фактуру — гладкий, колючий, шершавый, жесткий и т.д. Раскладываем перед малышом карточки и ищем подходящую пару (по цвету, тактильным ощущениям)

Мемори. Даем ребенку пощупать одну карточку и затем ее переворачиваем лицевой стороной вниз. Просим ребенка из предложенных вариантов найти нужный.

Домино по свойствам. Выложить перед ребенком карточки с одинаковыми свойствами и одну с другими признаками. Эту лишнюю найти.

Важный момент — необходимо, чтобы детали были хорошо приклеены. Используйте  клей «Момент» или клеевой пистолет (горячий клей).

А вы играете с ребенком в самодельные игрушки?

Еще идеи, как играть с ребенком дома:

Источник
По материалам